Рабочая программа курса внеурочной деятельности Разговоры о важном

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Маркино
Сосновоборского района Пензенской области

Принята на педагогическом
совете школы
протокол № 10 от 30.08.2024 г.

Утверждена
Директор школы
Назарова Л.В.
приказ № 86 от 30 .08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5080219)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 5-9 классов

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

с.Маркино 2024
31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности ««Разговоры о важном»» для обучающихся 5-9
классов составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы села Маркино Сосновоборского района Пензенской области
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа) разработана
в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» является частью содержания внеурочной
деятельности.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

Содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по
обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по
обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но
это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает
формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии,
педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания,
выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы
работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна
Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся
по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен
внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо
обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть
– основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия, выдвижение
мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого
является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение
видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и
ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
Содержание занятий курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир,
направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и наполняет её
смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия. Будущее страны зависит от
каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти
своё место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый
может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное
телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда
неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником 16 достоверной
информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не
распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с
большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Российские железные
дороги вносят огромный вклад в совершенствование экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно для будущего страны, а
профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей
страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный
комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а
его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское
хозяйство – это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая
привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя –
социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические
времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования
членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности
школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание
истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна
из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих
близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение
принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными
ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и финансовая
грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого гражданина страны.
Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему важна крепкая семья?
Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих поколениях семьи. Особое
отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции
народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями
разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных
традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад
гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без
налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы
создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела граждан России:
благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо, образ «Родиныматери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и
современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство как
особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства на государственном
уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как
социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности:
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
экологическое,
социальное,
медицинское, цифровое и т. д.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди,
которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою
собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и
ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от
древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы людей до закона:
как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие
молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России.
Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России.
Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам,
журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью.
Российские традиции издательского дела, история праздника. Информационные источники
формируют общественное мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История
основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы
– это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Перспективы
получения высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире.
БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и
опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом
союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры хозяйства к
управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития экономики России?
Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями.
Какое значение имеет использование цифровой экономики для развития страны? Механизмы
цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость
технологического предпринимательства для будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая
эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только
при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень
ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника
Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества
– обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь
и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества
российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
ДОКУМЕНТАрктика
ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
– территория
развития. Арктика – стратегическая территория развития страны.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
31.01.25 09:20 (MSK)
69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Почему для России важно осваивать Арктику? Артика
– ресурснаяСертификат
база России.
Российские
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
Действует с 01.11.24 по 25.01.26
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот,
развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и
любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье
нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и
традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и
современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль
музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность
слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием,
страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П.И.
Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная
страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и
другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть
любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её
историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша
Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат
огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили
первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости
космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека.
Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской
авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов.
Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики
страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии
будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении
здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Волонтёрымедики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества.
Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей
(труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда
я вырасту?
ДОКУМЕНТ80-летие
ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
Победы вПОДПИСЬЮ
Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
31.01.25 09:20 (MSK)
Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
которой передаётся от поколения к поколению. Историческая
память:
память о подвиге нашего
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
Действует с 01.11.24 по 25.01.26
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые
нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе
делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры
для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан
страны.
В заключительной части подводятся итоги занятия.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

Планируемые образовательные результаты
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностые результаты
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; формирование
ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к государственным
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества. В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и
эмоциональное состояние других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
31.01.25 09:20 (MSK)
Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
взаимосвязях
человека
с природнойШКОЛА
и социальной
средой; овладение
языковой
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СЕЛА
Действует
с 01.11.24 и
почитательской
25.01.26
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды,
открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать
и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои действия
с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: использовать
вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной 40
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации, оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать
и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в
ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие
решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и
анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей,
к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными
видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в
устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации,
явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации из различных источников, её
осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в
формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа
Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать
художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом
неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать
прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие
умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы,
соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать
аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: развитие умений сравнивать,
находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических
средств информационно-коммуникационных технологий; развитие умения соблюдать сетевой
этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с
историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного
края и истории России, определять современников исторических событий, явлений, процессов;
развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях,
процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических
понятий; развитие умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов, устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́ е
связи исторических
событий,
явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии)
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
с
важнейшими
событиями
XX
– начала XXI вв.; формирование
определять
и
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
31.01.25 09:20 (MSK) умения
Сертификат
69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

Действует с 01.11.24 по 25.01.26

аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в
том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию
народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального
института, о характерных чертах общества, о содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической, социальной,
духовной и политической сферах жизни общества, об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина
Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о системе образования в Российской
Федерации, об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики,
политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный
труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и природы, человека и общества,
сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; развитие умения использовать полученные знания для
объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать
умения анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; развитие умений оценивать
собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным,
правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций
народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и
окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого
развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими
явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия деятельности
человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-9 КЛАССЫ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

1

Образ будущего. Ко Дню знаний.

2

Век информации. 120 лет
Информационному агентству
России ТАСС.

Основное содержание

Основные
виды
(формы)деяте
льности

Цифровые ресурсы

1

Иметь образ будущего – значит
иметь ориентир, направление
движения, позитивный образ
будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её
смыслами. Образ будущего страны
– сильная и независимая Россия.
Будущее страны зависит от
каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент
будущего. Знания – это
возможность найти своё место в
обществе и быть полезным людям
и стране. Россия – страна
возможностей, где каждый может
реализовать свои способности и
внести вклад в будущее страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Информационное телеграфное
агентство России (ИТАР-ТАСС) –
это крупнейшее мировое

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Количество
часов

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда
неизменными оставались его
государственный статус и
функции – быть источником 16
достоверной информации о России
для всего мира. В век информации
крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки
и не распространять их.

3

Дорогами России.

1

«Российские железные дороги» –
крупнейшая российская компания,
с большой историей,
обеспечивающая пассажирские и
транспортные перевозки.
Российские железные дороги
вносят огромный вклад в
совершенствование экономики
страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и
надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие
транспортной сферы

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

стратегически важно для будущего
страны, а профессии в этих
направлениях очень перспективны
и востребованы.

4

Путь зерна.

1

Российское сельское хозяйство –
ключевая отрасль
промышленности нашей страны,
главной задачей которой является
производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс
России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех
россиян продовольствием, а его
мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты.
Сельское хозяйство – это отрасль,
которая объединила в себе
традиции нашего народа с
современными технологиями:
роботами, информационными
системами, цифровыми
устройствами. Разноплановость и
востребованность
сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая
привлекательность отрасли
(агрохолдинги, фермерские

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

хозяйства и т. п.).

5

6

7

День учителя.

Легенды о России.

Что значит быть взрослым?

1

Учитель – одна из важнейших в
обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение,
образование и воспитание
подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд
учителя уважаем, социально
значим, оказывает влияние на
развитие образования членов
общества. Учитель – советчик,
помощник, участник
познавательной деятельности
школьников.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Любовь к Родине, патриотизм –
качества гражданина России.
Знание истории страны,
историческая правда, сохранение
исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета
страны. Попытки исказить роль
России в мировой истории – одна
из стратегий информационной
войны против нашей страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Быть взрослым – это нести
ответственность за себя, своих
близких и свою страну. Активная

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

жизненная позиция,
созидательный подход к жизни,
умение принимать решения и
осознавать их значение, жить в
соответствии с духовнонравственными ценностями
общества – основа взрослого
человека. Финансовая
самостоятельность и финансовая
грамотность.

8

Как создать крепкую семью.

1

День отца. Семья как ценность для
каждого гражданина страны.
Знания и навыки для построения
крепкой семьи в будущем. Почему
важна крепкая семья?
Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции
(любовь, взаимопонимание,
участие в семейном хозяйстве,
воспитании детей). Память о
предшествующих поколениях
семьи. Особое отношение к
старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания
к бабушкам и дедушкам, забота о
них.

9

Гостеприимная Россия. Ко Дню

1

Гостеприимство – качество,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

народного единства.

объединяющее все народы России.
Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции
народов России. Путешествие по
России – это знакомство с
культурой, историей и традициями
разных народов.
Гастрономический туризм – это
вид путешествий, основой
которого являются поездки
туристов по стране с целью
знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных
традиций.

10

Твой вклад в общее дело.

1

Уплата налогов – это коллективная
и личная ответственность, вклад
гражданина в благополучие
государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без
налогов, это основа бюджета
страны, основной источник
дохода. Своим небольшим
вкладом мы создаём будущее
страны, процветание России.
Каким будет мой личный вклад в
общее дело?

11

С заботой к себе и окружающим.

1

Доброта и забота – качества

обучающимися

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

настоящего человека, способного
оказывать помощь и поддержку,
проявлять милосердие. Добрые
дела граждан России:
благотворительность и
пожертвование как проявление
добрых чувств и заботы об
окружающих. Здоровый образ
жизни как забота о себе и об
окружающих.

12

День матери.

1

Мать, мама – главные в жизни
человека слова. Мать – хозяйка в
доме, хранительница семейного
очага, воспитательница детей. У
России женское лицо, образ
«Родины-матери». Материнство –
это счастье и ответственность.
Многодетные матери: примеры из
истории и современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации.
Материнство как особая миссия.
Роль материнства в будущем
страны. Защита материнства на
государственном уровне.

13

Миссия-милосердие (ко Дню
волонтёра).

1

Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное

обучающимися

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

служение в военное и мирное
время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и
забота – качества волонтёров.
Направления волонтёрской
деятельности: экологическое,
социальное, медицинское,
цифровое и т. д.

14

15

День Героев Отечества.

Как пишут законы?

1

Герои Отечества – это
самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину
и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою
собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость и
отвага, самопожертвование и
ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление
прийти на помощь. Участники
СВО – защитники будущего нашей
страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Для чего нужны законы? Как
менялся свод российских законов
от древних времён до наших дней.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

Законодательная власть в России.
От инициативы людей до закона:
как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к
решению (позитивные примеры).
Участие молодёжи в
законотворческом процессе.

16

17

Одна страна – одни традиции.

День российской печати.

1

Новогодние традиции,
объединяющие все народы России.
Новый год – любимый семейный
праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России.
Участие детей в подготовке и
встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек. О
чём люди мечтают в Новый год.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Праздник посвящён работникам
печати, в том числе редакторам,
журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в той или
иной степени связан с печатью.
Российские традиции
издательского дела, история
праздника. Информационные
источники формируют
общественное мнение.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

Профессиональная этика
журналиста. Издание печатных
средств информации –
коллективный труд людей многих
профессий. Зачем нужны
школьные газеты? Школьные
средства массовой информации.

18

19

День студента.

БРИКС (тема о международных
отношениях).

1

День российского студенчества:
история праздника и его традиции.
История основания Московского
государственного университета
имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к
овладению профессией,
возможность для творчества и
самореализации. Перспективы
получения высшего образования.
Как сделать выбор? Студенчество
и технологический прорыв.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ
многополярности мира. Единство
и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает
государствам развивать торговлю
и экономику, обмениваться
знаниями и опытом в различных

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

сферах жизни общества. Россия
успешно развивает контакты с
широким кругом союзников и
партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.

20

Бизнес и технологическое
предпринимательство.

21

Искусственный интеллект и
человек. Стратегия
взаимодействия.

1

Экономика: от структуры
хозяйства к управленческим
решениям. Что сегодня делается
для успешного развития
экономики России? Цифровая
экономика – это деятельность, в
основе которой лежит работа с
цифровыми технологиями. Какое
значение имеет использование
цифровой экономики для развития
страны? Механизмы цифровой
экономики. Технологическое
предпринимательство как особая
сфера бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства для
будущего страны и её
технологического суверенитета.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Искусственный интеллект –
стратегическая отрасль в России,
оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

производства. Искусственный
интеллект – помощник человека.
ИИ помогает только при условии,
если сам человек обладает
хорошими знаниями и
критическим мышлением. Степень
ответственности тех, кто обучает
ИИ.

22

23

Что значит служить Отечеству?
280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова.

Арктика – территория развития.

1

День защитника Отечества:
исторические традиции.
Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита
Отечества – обязанность
гражданина Российской
Федерации, проявление любви к
родной земле, Родине. Честь и
воинский долг. 280-летие со дня
рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина:
смелость, героизм,
самопожертвование.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Арктика – стратегическая
территория развития страны.
Почему для России важно
осваивать Арктику? Артика –
ресурсная база России. Российские

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

исследователи Арктики. Россия –
мировой лидер атомной отрасли.
Атомный ледокольный флот,
развитие Северного морского
пути. Знакомство с проектами
развития Арктики.

24

Международный женский день.

25

Массовый спорт в России.

26

День воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией. 100-летие
Артека.

1

Международный женский день –
праздник благодарности и любви к
женщине. Женщина в
современном обществе –
труженица, мать, воспитатель
детей. Великие женщины в
истории России. Выдающиеся
женщины ХХ века, прославившие
Россию.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Развитие массового спорта – вклад
в благополучие и здоровье нации,
будущие поколения страны.
Здоровый образ жизни, забота о
собственном здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни
современного человека. Условия
развития массового спорта в
России.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией Артек – это

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

уникальный и современный
комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.

27

28

Служение творчеством. Зачем
людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского.

Моя малая Родина (региональный и
местный компонент).

1

Искусство – это способ общения и
диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни
человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца
жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку.
Россия – страна с богатым
культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей,
художников, признанных во всём
мире. Произведения П.И.
Чайковского, служение своей
стране творчеством.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Россия – великая и уникальная
страна, каждый из её регионов
прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и
другими ресурсами. Любовь к
родному краю, способность
любоваться природой и беречь её
– часть любви к Отчизне. Патриот

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

честно трудится, заботится о
процветании своей страны,
уважает её историю и культуру.

29

30

Герои космической отрасли.

Гражданская авиация России.

1

Исследования космоса помогают
нам понять, как возникла наша
Вселенная. Россия – лидер в
развитии космической отрасли.
Полёты в космос – это результат
огромного труда большого
коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили
первенство нашей Родины в
освоении космического
пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят
сложные научные эксперименты,
что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых
технологий.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Значение авиации для жизни
общества и каждого человека. Как
мечта летать изменила жизнь
человека. Легендарная история
развития российской гражданской
авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

испытателей первых российских
самолётов. Мировые рекорды
российских лётчиков.
Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.

31

32

Медицина России.

Что такое успех? (ко Дню труда).

1

Охрана здоровья граждан России –
приоритет государственной
политики страны. Современные
поликлиники и больницы.
Достижения российской
медицины. Технологии будущего в
области медицины. Профессия
врача играет ключевую роль в
поддержании и улучшении
здоровья людей и их уровня
жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее
призвание, требующее не только
знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений и
профессия человека: семейные
династии врачей России.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Труд – основа жизни человека и
развития общества. Человек
должен иметь знания и умения,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

быть терпеливым и настойчивым,
не бояться трудностей (труд и
трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления.
Чтобы добиться долгосрочного
успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?

33

34

80-летие Победы в Великой
Отечественной войне.

Жизнь в Движении.

1

День Победы – священная дата,
память о которой передаётся от
поколения к поколению.
Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы
Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и
чтить память всех людей,
перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые
нельзя забывать.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

19 мая – День детских
общественных организаций.
Детские общественные
организации разных поколений
объединяли и объединяют
активных, целеустремлённых
ребят. Участники детских

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26

общественных организаций
находят друзей, вместе делают
полезные дела и ощущают себя
частью большого коллектива.
Участие в общественном
движении детей и молодежи,
знакомство с различными
проектами.

Ценности, которые нас
объединяют.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

35

35

Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для
человека и общества. Духовнонравственные ценности России,
объединяющие всех граждан
страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

31.01.25 09:20 (MSK)

Сертификат 69A819EF9940650923D89BD2ECE99BFA8080AC1D
Действует с 01.11.24 по 25.01.26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».