Радужная палитра

Отдел образования Сосновоборского района Пензенской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Маркино
Сосновоборского района Пензенской области
Принята
на педагогическом совете
школы

Согласована

Утверждена

на заседании Совета школы

Директором школы
Л.В. Назарова

Протокол № 1
Протокол № 10 от 30.08.2024 г.

Приказ № 86 от 30.08.2024 г.

от 30.08.2024 г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радужная палитра»
Возраст учащихся: 6-10
Срок реализации: 1год

Составитель:
Калмыкова Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования

с. Маркино
2024

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радужная палитра»
составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ (со всеми изменениями и дополнениями);
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 № 678-р;
- приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации
и осуществления образовательной
деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (с
приложением «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания
комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. №3);
- Распоряжения Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.10.2023 г. №
1678 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных технологий
при реализации
образовательных программ»;
• Устава и локальных актов МБОУ СОШ с.Маркино
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радужная палитра»
по направленности является художественной, по уровню освоения стартовой, по
авторскому вкладу модифицированной. Составлена на основе дополнительной
общеобразовательной программы «Рисуем вместе» (автор – составитель: Шарова Елена
Викторовна, педагог дополнительного образования ГБУ г. Москвы «Городской психолого
– педагогический центр департамента образования города Москвы»).
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического,
творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического
вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,

чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить учащихся к творчеству.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и
умения в различных ситуациях.
Отличительной особенностью данной программы является то, что содержание курса
разделено на два раздела «Живопись и графика», «Декоративное рисование», каждый из
которых решает определённую задачу. Во время обучения учащимся одновременно
прививаются следующие качества: компетентность, ответственность, креативность,
коммуникабельность, сочетание умений работать в команде и проявлять свои лидерские
качества.
Новизна программы заключается в изучении личности каждого учащегося и подборе
методов, форм, приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей
учащихся, в разнообразии изучаемых видов декоративно-прикладного искусства.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании среды, в которой
учащиеся чувствуют себя комфортно, имеют возможности для самореализации,
приобретают опыт успешности, самостоятельности.
Цель: творческое самоопределение и самореализация учащихся через приобщение к
освоению искусства рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать представления о различных видах искусства: живописи, кульптуре,
дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;
Развивающие:
- развивать у учащихся художественного вкуса, воображения, пространственного
мышления;
Воспитательные:
- воспитать интерес к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания
прекрасного.
Психологическая поддержка программы. Программа составлена с учётом
психофизических и возрастных особенностей учащихся.
Возрастной
диапазон
6-8
лет.
Учащиеся
этого
возраста
обладают повышенной самостоятельностью, чувством ответственности за свои поступки,
расширением интересов, появлением планов на будущее.
Возрастной диапазон 9-10 лет. Учащиеся этого возраста обладают
психологической гибкостью, проявляют готовность к переменам и сотрудничеству,
ориентированы на самостоятельную творческую деятельность.
Возраст учащихся – 6 – 10 лет.
Объём и сроки реализации образовательной программы:
программа рассчитана на 1 год – 51 ч.
1 год обучения – 51 ч.

Форма реализации образовательной программы
- очная
Режим занятий:
Режим занятий 1 раза в неделю по 1,5 часа с перерывом для подвижной деятельности.
Группы численностью 11 человек. Набор в группу осуществляется при желании
учащегося путем собеседования с ним и его родителями (законными представителями), на
основании письменного заявления одного из родителей (законных представителей).
Уровни освоения программы
- Стартовый
Особенности организации образовательного процесса
Программа позволяет расширять представления учащихся о многообразии техник
декоративно-прикладного творчества. Продолжает учить замечать и выделять основные
средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное
отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского
народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии
произведений народных мастеров. Содержание программы опирается на обще
дидактические принципы: связь с жизнью, систематичности, последовательности,
доступности, наглядности, индивидуального подхода в обучении и художественном
развитии детей.
Ожидаемыерезультатыосвоенияпрограммы
К концу года обучения, учащиеся будут знать:
• контрасты цвета
жанры изобразительного искусства
• гармонию цвета
• азы композиции
Будут уметь:
• выбирать формат и расположение листа
• соблюдать последовательность в работе (от общего к частному)
• работать с натуры
• доводить работу до конца
• использовать различные техники рисования гуашью
Оценкой творческой деятельности учащихся можно считать следующие критерии:
проявление
интереса
учащихся
к
рисованию;
- умение пользоваться полученными знаниями в процессе выполнения творческих
замыслов;
рост
мастерства;
- стремление учащихся к самостоятельному, более глубокому изучению учебного
материала;

стремление
к
сотрудничеству
- готовность к самообразованию.

со

сверстниками

и

взрослыми;

Формой контроля реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Радужная палитра» является периодическая организация выставок в
социальных сетях, участие в конкурсах, смотрах - ярмарках, что дает возможность увидеть
и оценить результат своей работы, почувствовать уверенность в своих силах, ощутить
радость успеха

Учебный план
№

Раздел

Количество часов
стартовый

1.

«Живопись и графика»

13,5

2.

«Декоративное рисование»

37,5

Итого

51

Учебно – тематический план
дополнительной общеобразовательной программы «Радужная палитра»

№

Тема занятия

Кол – во часов

Форма контроля

всего

теория

практика

«Живопись и графика»

13,5

5,5

8

1.

Вводное занятие. ТБ

1,5

1,5

-

2.

Природа и художник

4,5

1,5

3

2.1 Мир природы.

1,5

0,5

1

Творческое
задание

2.2 Мир животных.

1,5

0,5

1

Творческое
задание

2.3 Времена года

1,5

0,5

1

Мини - выставка

7,5

2,5

5

Творческое
задание

1,5

0,5

1

Творческое

3.

Искусство вокруг нас

3.1 Ткани (роспись).

опрос

задание
3.2 Игрушки (роспись).

1,5

0,5

1

Творческое
задание

3.3 Посуда (роспись).

1,5

0,5

1

Творческое
задание

3.4 Книги (иллюстрация).

1,5

0,5

1

Творческое
задание

3.5 Открытки.

1,5

0,5

1

Мини - выставка

«Декоративное рисование»

37,5

7,5

30

Реальность и фантазия

6

1,5

4,5

1,5

0,5

1

Творческое
задание

и 1,5

0,5

1

Творческое
задание

в 3

0,5

2,5

Творческое
задание

16,5

3,5

13

Творческое
задание

5.1 Что такое орнамент

1,5

0,5

1

Творческое
задание

5.2 Узоры и украшения

1,5

0,5

1

Творческое
задание

5.3 Лубочные картинки

1,5

0,5

1

Творческое
задание

5.4 Зачем людям украшения

3

0,5

2,5

Творческое
задание

5.5 Декоративное искусство в жизни 3
древнего общества

0,5

2,5

Творческое
задание

5.6 Древние образы в современном 3
искусстве

0,5

2,5

Творческое
задание

5.7 Декоративно
–
прикладное 3
искусство в наши дни

0,5

2,5

Мини - выставка

15

2,5

12,5

6.1 Народная игрушка

3

0,5

2,5

Творческое
задание

6.2 Композиция

3

0,5

2,5

Творческое
задание

4.

4.1 Природа и фантазия человека.
4.2 Животные
реальные
фантастические.
4.3 Постройки в природе
воображении человека.
5

6

Декоративное рисование

Русские народные промыслы

и

6.3 Хохлома

3

0,5

2,5

Творческое
задание

6.4 Жостово

3

0,5

2,5

Творческое
задание

6.5 Городец

3

0,5

2,5

Выставка

51

13

38

Итого

Содержание курса «Радужная палитра»
Природа и художник.
1.Мир природы.
Теория. Как изобразить природу веселой, таинственной, жизнерадостной.
Практика. Рисунки: «Задумчивый лес», «Веселая полянка», «После дождя».
Контроль. Творческое задание
2. Мир животных.
Теория. Мир животных
Практика. Рисунки: «Ёжик», «Лягушка», «Улитка».
Контроль. Творческое задание
3. Образ человека.
Теория.Образ человека и его характер.
Практика. Портрет мамы, Сказочный персонаж (добрый, злой).
Контрол. Творческое задание
4. Времена года.
Теория. Отображение времен года в рисунке.
Практика. Рисунок: «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».
Контроль. Мини – выставка
Искусство вокруг нас.
1. Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседа с детьми о целях и задачах второго
года обучения. Художественные материалы.
Практика .Искусство вокруг нас
Контроль: Творческое задание
2.Ткани (роспись).
Теория. Как расписать ткань. Что для этого нужно.
Практика. Батик: «Осенние листья», «Цветы», «Мамин платок».

Контроль. Творческое задание
3.Игрушки (роспись).
Теория. Работа дизайнера. Твои игрушки. Игрушки старины.
Практика. Роспись: «Жар-птица», «Зайка», «Хрюша».
Контроль. Творческое задание
4. Посуда (роспись).
Теория. Посуда у тебя дома.
Практика. Бочонок из Полхов - Майдана, Городецкие узоры (доска, яичко).
Контроль. Творческое задание
5.Книги (иллюстрация)
Теория. Создание книги Иллюстрация сказки. Твои книжки.
Практика. Рисунки на темы русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, на темы
«Мой любимый сказочный герой», «Волшебная страна», «Пузырь, соломинка и лапоть».
Контроль . Творческое задание
6. Открытки.
Теория. Особая роль художника в создании открыток.
Практика. Открытки к празднику: 8 Марта, С Новым Годом, День Защитника Отечества.
Контроль. Мини -выставка
Реальность и фантазия
1.Природа и фантазия человека.
Теория. Окружающий мир и красота природы.
Практика. «Подводный мир», «Город будущего».
Контроль. Творческое задание
2. Животные реальные и фантастические.
Теория. Перевоплощение реального в фантастическое.
Практика. Рисунки: «Фантастическое животное», «Единорог».
Контроль. Творческое задание
3. Постройки в природе и в воображении человека
Теория. Архитектура и художник.
Практика. «Сказочный город»
Контроль. Творческое задание
1. Что такое орнамент.
Теория. Что такое орнамент?

Практика. Осенний орнамент. Геометрический орнамент. Сетчатый
Растительный орнамент. Ленточный орнамент. Центрический орнамент.

орнамент.

Контроль. Творческое задание
2. Узоры и украшения
Теория. Узоры и украшения в природе.
Практика. Украшение: «Бабочка», «Рыбки», «Украшения птиц», «Узоры, созданные
человеком».
Контроль. Творческое задание
3. Лубочные картинки.
Теория. Техника выполнения.
Практика. Лубочные картины: «Конь», «На реке», «Курочка», «Петушок», «Кот», «Зима
не лето».
Контроль .Творческое задание.
4. Зачем людям украшения.
Теория. Для чего нужны украшения
Практика.Рисунки: эскиз ожерелья, «Украшение-пектораль». Современные украшения;
Архитектурные украшения; Украшения одежды.
Контроль. Творческое задание
5. Декоративное искусство в жизни древнего общества.
Теория. Роль декоративного искусства в организации общества.
Практика. Импровизация на тему «Алебастровая ваза», «Праздник хризантем».
Контроль. Творческое задание.
6. Древние образы в современном искусстве
Теория. Древние образы в современном искусстве
Практика. Декоративная композиция, роспись по дереву, орнамент народной вышивки.
Контроль. Мини-выставка
7. Декоративно - прикладное искусство в наши дни.
Теория. Беседа.
Практика. «Мозаика»; Роспись по стеклу; «Папье-маше»;Художественная ковка;
«Декупаж»; Роспись посуды; Декоративная композиция в технике «Вытынанка».
Контроль. Творческое задание
Русские народные промыслы.
1.Народная игрушка.
Теория. Игрушка как вид искусства
Практика. Роспись филимоновской и дымковской игрушек.

Контроль. Творческое задание
2.Композиция.
Теория. Художественный образ в предмете народного промысла
Практика. Портрет, пейзаж.
Контроль.Творческое задание
3.Искусство хохломы.
Теория. Хохлома.
Практика. Фрагменты росписи, составление композиции, роспись посуды.
Контроль. Творческое задание
4. Жостово
Теория. Жостовская роспись.
Практика. Эскиз росписи. Роспись подноса.
Контроль. Творческое задание
4. Городец
Теория. Городецкая роспись.
Практика. Эскиз росписи. Роспись доски.
Контроль. Выставка

Календарный учебный график
Год

Дата

начала
обучения занятий
1 год

Дата
Количество Количество Количество Режим
окончания учебных
учебных
учебных
занятий
занятий
недель
дней
часов

02.09.2024 31.05.2025 34

34

51

обучения

1
раз
в
неделю по
1,5часа

Условия реализации программы.
Техническое оснащение программы.Успешная реализация программы и достижения,
учащихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в
объединении, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям (сухое, теплое,
просторное, с хорошим искусственным и естественным освещением), и оборудован
необходимой мебелью: столами, стульями, мольбертами для рисования.
В учебном кабинете имеются 11 посадочных мест. В помещении должна быть раковина с
водой. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного
материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных
промыслов).
Научно-методическое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов
продукции:
- методические разработки (конспекты открытых занятий и мероприятий,
индивидуальный план работы объединения, рабочие программы, положения о выставках
и конкурсах различного масштаба);
- методические рекомендации к практическим занятиям; диагностические материалы
(анкеты, тесты и т. д.);
- методические пособия по изучаемым темам программы;
- коллекция образцов;
- тематические коллекции фотографий и иллюстраций работ;
- библиотека литературы по цветоведению, живописи, народному творчеству.
- интернет-ресурсы.
Дидактические материалы
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе
натюрмортный фонд. Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

1. Предметы быта: а) стеклянные (вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы); б)
керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
2. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из
цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).
3. Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
4.Акварельные краски, гуашь.
5. Карандаши: простые, цветные
Материалы необходимые для реализации программы.
Акварель, гуашь, пастель, планшет для акварели, планшет для пастели. Доска.
Набор муляжей для рисования (воск).
Плакаты с изображением поэтапного выполнения пейзажей.
Натурный фонд (предметы быта, посуда, народные игрушки, муляжи и т.д.

Кадровые условия: педагог, владеющий необходимой методикой обучения и воспитания,
знаниями в области изобразительного искусства, возрастной психологии и педагогики.

Список литературы для педагога
Афонькин

С.Ю. «Орнаменты народов мира», Санкт-Петербург, 1998.

Березина
В.А. “Дополнительное
Москва.2007.”Диалог культур”

образование детей в

России”

Берсенева Г.К. «Ткань. Бумага. Тесто», Москва, ACT. «Астрель», 2004.
Величко Н. “Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.” АСТ-пресс Книга. 2010.
Гейл Ритч «Научитесь лепить. Миниатюрные деревушки», Минск, 2002
Дьюн К. «Научитесь лепить животных», Минск, 2002.
Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», С-Пб, «Сфинкс СПб», 1997.
Каргина З.А. “Практическое пособие для педагога доп. образования”. - Москва 2008 год
”Школьная пресса”
Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”. М.:
Мозаика синтез, 2006.
Курбатова Н.В. “Рисование” ЭКСМО Москва 2006.
Ларин Ц. «Сам себе гончар», Издательство «Урал Л.Т.Д.», 2004.
Лукич Г.Е. «Конструирование художественных изделий из керамики», М., «Высшая
школа», 1979.
Малолетков «Керамика», Москва, «Юный художник», 2000.

Миклашевич С.В. «Гравюра», Москва, «Юный художник», 2000.
Миклашевский А.И. «Технология художественной керамики», г. Ленинград, 1971.
Миловский А. «Скачи, добрый единорог», М., «Детская литература», 1982.
Михайлова

И. «Лепим из теста», Москва, ЭКСПО, 2004.

Петрова И.М. “Аппликация и поделки” Москва. 2007. “Детство пресс” 19. Претте М.К.,
Копальдо А. «Творчество и выражение», М., «Советский художник», 1985.
Рогов А. «Кладовая радости», М., «Просвещение», 1982.
Роднели Л. Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», М., «Просвещение», 1984.
Салтыков А.Б. «Русская народная керамика», М.,

0.

Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто», Москва, Издательский дом МСП, 2006.
Скоролупова О. А. «Занятия по темам о временах года», Москва, «Скрипторий», 2006
. Литература,рекомендуемаядляучащихся и родителей
1. Федотов Г.Я. «Послушная глина», М., «Аст-Пресс», 1999.
2.Финягин В. «Изделия своими руками», Москва, ACT. «Астрель», 2001.
3.Фишер Диана «Расписываем керамику», Москва, ACT. «Астрель», 2006.
4.Шинкарук М., Киселева Л., Блинова О. “Русские художественные промыслы.” Аванта+,
Астрель. 2010.
Интернет-ресурсы Библиотека //ЦОК
https://msca.ru/programs/dpo/artistic-practice-online
https://dzen.ru/search


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».