Самоанализ воспитательной работы МБОУ СОШ с.Маркино за 2023-2024 учебный год Рассмотрен на заседании педагогического совета № 10 от 30.08.2024г. 1. Принципы и направления самоанализа воспитательной работы Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования, установленными ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. Основным методом анализа воспитательного процесса в МБОУ СОШ с.Маркино является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: - взаимное уважение всех участников образовательных отношений; - приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; - развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); - распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как организованного социального воспитания, в котором МБОУ СОШ с.Маркино участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством: реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнерства; деятельности по профориентации обучающихся; и другое по дополнительным модулям. 2. Рабочая программа воспитания. Цель воспитания. Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ с.Маркино планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Воспитательная работа в 2023-2024 учебном году осуществлялась в соответствии с рабочими программами воспитания, которые были разработаны для каждого уровня образования и включены в соответствующую ООП. В связи с переходом 1 сентября 2022 года на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, письмом Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания» рабочие программы воспитания по всем уровням были обновлены. Цель воспитания обучающихся в МБОУ СОШ с.Маркино: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Рабочие программы воспитания реализовывались в единстве учебной и воспитательной деятельности МБОУ СОШ с.Маркино по основным направлениям воспитания: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия, трудовое воспитание, экологическое воспитание, ценности научного познания. Воспитательная работа в рамках рабочих программ воспитания осуществлялась по модулям: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Дополнительное образование», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно- пространственной среды», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство (сетевое взаимодействие)», «Профориентация», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии и походы», «Взаимодействия с родителями». Воспитательные события в МБОУ СОШ с.Маркино проводились в соответствии с календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу по уровням образования. 3. Урочная деятельность Реализация воспитательного потенциала уроков в течение 2023-2024 учебного года предусматривала: - максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; - включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; - включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; - выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; - реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; - побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу МБОУ СОШ с.Маркино, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; - организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. Подводя итоги реализации модуля «Урочная деятельность», сделан вывод о единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствиис ФГОС: гражданское воспитание; патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни иэмоционального благополучия; трудовое воспитание; экологическое воспитание; ценности научного познания. 4. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий, через систему воспитательных мероприятий, детские общественные объединения и дополнительное образование. С 1 сентября 2023 года в планах внеурочной деятельности уровней образования выделено направление - еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» были включены в планы внеурочной деятельности всех уровней образования в объеме 34 часов. Также планы внеурочной деятельности по уровням образования включали в себя: - занятия по формированию функциональной грамотности (курс «Функциональная грамотность» (5 класс), -занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей: внеурочные занятия «Россия - мои горизонты» включены в планы внеурочной деятельности в 6-11 классах в объеме 34 часов; - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся («Краеведение» (1-11 классах в объёме 34 часов), «ЮИД», «ЮДП»; - занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов («Танцующая школа», «Школьный театр» (1-5 классы), «ОФП и спорт» (1-4 классы), «Я, ты, он, она – вместе целая страна» (5 класс); - занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности (отряд ЮИД, школьный спортивный клуб «Айва», Совет обучающихся, волонтёрское формирование «Дорогою добра», школьный военнопатриотический клуб «Память», Орлята России, отряд Юнармии, актив РДДМ). Вывод. Внеурочной деятельность были охвачены все обучающиеся. Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего образования. 5. Классное руководство На начало 2023-2024 учебного года в МБОУ СОШ с.Маркино было сформировано 8 общеобразовательных классов. Классные руководители 1–11-х классов разработали планы работы с классами в соответствии с рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы уровней образования. Классными руководителями использовались различные формы работы с обучающимися и их родителями: классные часы целевой воспитательной тематической направленности, оказание помощи классам в подготовке, проведении и анализе участия в общешкольных делах, интересные и полезные совместные дела, игры и тренинги на сплочение и командообразование, внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера, выбор актива, правил поведения, беседы и игры, конкурсы, родительские собрания и др. Классными руководителями проводилась работа с учителями-предметниками по вопросу успеваемости учащихся, родителям неуспевающих и слабоуспевающих учащихся направлены уведомления по успеваемости детей, с выпиской оценок. Проводилась индивидуальная работапо повышению успеваемости учащихся. Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач. Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь методиками определения уровня воспитанности классного коллектива (и отдельно каждого ученика класса) во внешне поведенческом аспекте, изучают уровень развития коллектива. Большинство педагогов имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя, владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности. Важную роль в повышении общетеоретического, методического уровня классных руководителей и их квалификации играет школьное методическое объединение классных руководителей. Оно проводилось в соответствии с планом работы, консультации для классных руководителей - по мере необходимости и личного запроса. 6. Ключевые общешкольные дела В основе воспитательной системы МБОУ СОШ с.Маркино – традиционные совместные дела, и мероприятия, а также дни единых действий, посвященные значимым государственным праздникам, событиям, памятным датам. Основные школьные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение основных школьных дел в жизнь гимназии помогает преодолеть мероприятий характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. В 2023-2024 учебном году проводились общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы «День Знаний», единый урок ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, праздники «День учителя», «День пожилых людей», «День матери», «Новый год», «День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», ДЕД и др.). Учащиеся совместно с учителями и родителями принимали участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире (акция ко Дню пожилого человека; акция, посвященная Дню народного единства; День Героев Отечества; День матери; День отца; День героя; час памяти «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»; День космонавтики, акция «Бессмертный полк» и др.). В 2023-2024 учебном году проводились торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в МБОУ СОШ с.Маркино, обществе – «Праздник первого Звонка»; «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в РДДМ», «Посвящение в Юнармейцы», «Последний звонок», «Выпускной»). Каждую неделю традиционно проводились церемонии награждения обучающихся и педагогов за участие в жизни МБОУ СОШ с.Маркино, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие гимназии (общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей). В течение 2023-2024 учебного года, по понедельникам и пятницам, проводилась традиция еженедельного поднятия и спуска Государственного флага Российской Федерации. Вывод: общешкольные дела преимущественно планируются, организуются, проводятся и анализируются совместно – школьниками и педагогами. Большему количеству обучающихся дела интересны, участие школьников в этих делах сопровождается их увлечением общей работой, радостью и взаимной поддержкой. Классные руководители являются значимыми взрослыми для большинства детей своих классов, школьники доверяют своим классным руководителям, но необходимо вовлекать большее количество школьников для решения вопросов, касающихся жизни класса, не всегда идеи и пути их решения реализуются обучающимися, не у всех детей есть возможность проявить свою инициативу. Необходимо чаще вовлекать детей в деятельность с опорой на их интересы, мотивировать и стимулировать их инициативу. 7. Внешкольные мероприятия Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий реализовались через: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации; внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта. 8. Предметно-пространственная среда. Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе. В 2023-2024 учебном году: - около здания МБОУ СОШ с.Маркино установлен флагшток с Государственным флагом Российской Федерации, в здании – на втором этаже оборудовано пространство для проведения церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации; - проведение мероприятий сопровождалось звуковым оформлением позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, перед каждым торжественным событием исполнялся Гимн Российской Федерации; - оформлялись и обновлялись «места новостей», стенды в помещениях (холл первого этажа, холл второго этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; - в течение учебного года оформлялись сменяемые экспозиции творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящихся работами друг друга (конкурс рисунков «Осенняя фантазия», «Здравствуй, Новый год!», конкурс поделок «Новогодний серпантин», выставки рисунков ко Дню Героев Отечества, ко Дню космонавтики; к Дню Победы, конкурс плакатов к Дню учителя, конкурс экологических плакатов, конкурс новогодних плакатов и др.); - классные руководители совместно с обучающимися и родителями оформляли классы к праздникам, принимали участие в уборке школьных аудиторий и пришкольной территории; - в течение учебного года разрабатывались и оформлялись пространства проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн), организовывались фотозоны; - разрабатывались и обновлялись материалы (стендов и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе гимназии, актуальных вопросах профилактики и безопасности; - предметно-пространственная среда строилась как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями Вывод: в МБОУ СОШ с.Маркино создано благоприятное предметно-пространственное, событийное и информационно-культурное окружение. 9. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривала: - создание и деятельность в МБОУ СОШ с.Маркино, в классах представительных органов родительского сообщества («Родительский комитет»), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения. В течение года были проведены четыре заседания Родительского комитета по особо значимым вопросам обучения и воспитания (развитие материально-технической базы, итоги учебного года, программа воспитания, организация горячего питания и др.); - тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; - проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, работников полиции, обмениваться опытом; привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий. В 2023-2024 учебном году родители стали участниками муниципального этапа спортивного фестиваля «Движения первых» - «Семейная команда», муниципального этапа Всероссийского проекта «Семейный пикник « В кругу семьи». Вывод: работа с родителями остается одной из самых важных. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, применять новые формы в работе с родителями. 10. Самоуправление Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в МБОУ СОШ с.Маркино предусматривает: - организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Учком), избранных обучающимися; - представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления МБОУ СОШ с.Маркино; - защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; - участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в МБОУ СОШ с.Маркино. Ученическое самоуправление в МБОУ СОШ с.Маркино организуется в соответствии с принципами: добровольность; включенность всех обучающихся; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление обучающимся большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность. В 2023-2024 учебном году действовал Учком обучающихся школы, сформированный в начале года из числа обучающихся школы путем прямых выборов в каждом из классов (по одному представителю от класса). Председатель Учкома обучающихся был избран простым большинством голосов на первом заседании. Активисты самоуправления принимали активное участие в работе РДДМ, различных мероприятиях и Всероссийских акциях «Дней единых действий» в таких как: День знаний, День туризма, День учителя, День народного единства, День матери, День героев Отечества, День Конституции РФ, Международный день книгодарения, День защитника Отечества, День космонавтики, Международный женский день, День счастья, День смеха, День Победы, День защиты детей. 11. Социальное партнерство Привлечение ресурсов социума обеспечивает разнообразную качественную деятельность в МБОУ СОШ с. Маркино. Эта работа осуществляется совместно с: «МБУ ДО ЦДТ Сосновоборского района»; «МБУ ДО ДЮСШ Сосновоборского района»; «МБУК «МЦРБ Сосновоборского района Пензенской области»; Пожарно – спасательную часть № 41 р.п. Сосновоборск; Библиотека МБОУ СОШ с.Маркино; Музей МБОУ СОШ с.Маркино; МБУК «Краеведческий музей» р.п. Сосновоборск Пензенской области. Акцент сделан в первую очередь на развитие творческого потенциала детей и духовнонравственного воспитания. Вывод: социальное партнерство позволяет обогатить формы взаимодействия, предоставляет много возможностей по приобретению нового опыта, знаний. Необходимо расширять спектр социальных партнеров, разрабатывать и реализовывать совместно с ними, обучающимися, педагогами социальные проекты благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение 12. Профориентация Организация профориентационной работы в МБОУ СОШ с.Маркино является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы. В МБОУ СОШ с.Маркино обучаются дети, наделенные разными способностями. Поэтому важно создать условия для психолого- педагогической поддержки в профессиональном самоопределении обучающихся, оказать помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии. В МБОУ СОШ с.Маркино отрабатывается система профориентационной работы, целью которой является развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основными задачами стали формирование готовности обучающихся к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. С 2022 года вопросы профориентационной направленности реализуются через занятие «Разговоры о важном». С 1 сентября 2023 года начата реализация профессионального минимума по 7 направлениям: урочная деятельность, внеурочная деятельность, курс занятий «Россия - мои горизонты», практико-ориентированный модуль, дополнительное образование, взаимодействие с родителями (законными представителями), профессиональное обучение. 6 классов реализуют основной уровень профминимума. Реализация профориентационного минимума осуществляется с помощью проекта «Билет в будущее». В проекте зарегистрированы обучающиеся 7-9 классов. В ходе организационно-методической работы организованы с учетом интересов обучающихся курсы внеурочной деятельности, разработаны дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, оформлены стенды по профориентации, организован цикл семинаров для классных руководителей, оформлены стенды по профориентации, освещены профориентационные вопросы на совещаниях, проводилось информационное сопровождение профориентационной работы на школьном сайте и на официальной странице «ВКонтакте». Работа с родителями включала в себя проведение индивидуальной и групповой работы с родителями (законными представителями) по содействию в выборе профессии, организации встреч учащихся с родителями – представителями различных профессий. Ключевую роль в работе с обучающимися играет система урочной и внеурочной деятельности. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки. Вывод: в МБОУ СОШ с.Маркино ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся. Необходимо продолжить координировать работу классных руководителей по организации индивидуальной работы с обучающимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции, участию обучающихся в федеральном проекте «Билет в будущее». 13. Детские общественные объединения и добровольческая деятельность Действующее на базе МБОУ СОШ с.маркино детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). В МБОУ СОШ с.Маркино в 2023-2024 учебном году действовали детские общественные объединения «Учком», «Орлята России», «РДДМ». Целью Совета обучающихся является создание условий для всестороннего развития учащихся в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации их творческого потенциала. Активисты детских общественных объединений – постоянные участники районной Школы активы, районных фестивалей и форумов. В феврале 2023г. состоялось историческое событие – открытие на базе школы первичного отделения РДДМ – «Российского движения детей и молодежи». На базе школы функционировали отряды «Юнармия», «ЮИД», «ЮДП». Воспитание в детских общественных объединениях осуществлялось через: организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. 14. Модуль «Школьные и социальные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, деятельности органов ученического самоуправления; школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе; участие школьников в конкурсах школьных медиа. В МБОУ СОШ с.Маркино функционирует школьный пресс-центр, который имеет свою страничку «вконтакте». 15. Модуль «Экскурсии и походы» Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: -регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.); -ежегодные походы на природу, экскурсионные поездки по туристическим маршрутам организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года; -выездные экскурсии в музеи, на предприятия; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк. 16. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводился классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением результатов на методическом объединенииклассных руководителей, педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся являлось педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивалось на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Таким образом, воспитательная деятельность МБОУ СОШ с.Маркино строилась на основе учебных и воспитательных программ, общешкольного комплексного воспитательного плана, основой которого были направления, способствующие гармоничному развитию обучающихся, раскрытию его интеллектуальных, духовных и личностных качеств. Для достижения целей администрацией и коллективом МБОУ СОШ с.Маркино были созданы условия в целях личностно-ориентированного образования школьника, способствующие его разностороннему развитию. Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий. Все аспекты воспитательной работы позволили учащимся ярко и неординарно проявить свои творческие способности. Обозначенные проблемы будут проанализированы на заседании МО классных руководителей, Педагогического совета, Учкома и решаться в следующем учебном году. Задачи на 2024-2025 учебный год: Разнообразить формы взаимодействия с семьей. Увеличить количество занятых детей 11-15 лет в систему школьного дополнительного образования. Увеличить количество обучающихся, вовлеченных в общешкольные дела. Продолжить реализовывать программу социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Активизировать работу Центра детских инициатив. Разработать и утвердить календарный план профориентационных мероприятий.