Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МБОУ СОШ с.Маркино 2024

ПРИНЯТО

Согласовано
с Советом школы
Решением Педагогического совета Протокол № 2 от «30»
августа 2024 г.
Протокол № 10 от «30» августа
2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ
СОШ
с.Маркино
___________ Назарова Л.В.
Приказ № 86
от «30» августа 2024 г.

Положение
об использовании электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ в МБОУ СОШ с.Маркино
1.
Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в образовательной
организации общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (далее Положение).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии:
•
ст. 16, ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
• п. 19.34 Приложения к рекомендациям субъектам Российской Федерации по подготовке
к реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации",
утвержденных письмом Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 "О
Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации";
• Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (с
изменениями);
• приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями);
• приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями);
• приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
изменениями);
• приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями);
• приказом от 04.10.2023 №738 «Об утверждении федерального перечня электронных

образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
• постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 "Об утверждении Правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ";
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (с
изменениями);
• Уставом и локальными нормативными актами образовательной организации.
1.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
применяются в целях:
• предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы
независимо от местонахождения и времени;
• повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• увеличения контингента обучающихся по образовательным программам, реализуемым
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.4. В настоящем Положении используются термины:
Электронное обучение (далее - ЭО) – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) – образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
Онлайн-курс – учебный курс, реализуемый с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на
официальном сайте школы и образовательных платформах, доступ к которому
предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее – сеть
«Интернет»), и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных
результатов обучения.
Информационные системы – государственные информационные системы,
региональные информационные системы и информационные системы образовательных
организаций, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Цифровой образовательный контент – материалы и средства обучения и воспитания,
представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства,
способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений
обучающихся.
Цифровые образовательные сервисы – цифровые решения, предоставляющие
возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и
обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности.
Цифровое индивидуальное портфолио обучающегося – структурированный набор
данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об
образовании и
(или) о
квалификации,
документах об
обучении
и
документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.
1.5.
Местом
осуществления
образовательной
деятельности
при
реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий является место нахождения ОУ независимо от
места нахождения обучающихся.
1.6. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
• образовательные онлайн-платформы;
• цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
• видеоконференции, вебинары;
• видеоконференцсвязь, электронная почта;
• облачные сервисы;
• электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные
пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.
1.7. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение
в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с
применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной
деятельности:
• уроки;
• лекции;
• семинары;
• практические занятия;
• лабораторные работы;
• контрольные работы;
• самостоятельная работа;
• консультации с преподавателями;
• научно-исследовательская работа;
• текущий контроль;
• промежуточная аттестация.
1.8. Сопровождение
организационных форм учебной
деятельности
может осуществляться в следующих режимах:
• тестирование онлайн;
• изучение материала онлайн;
• консультации онлайн;

•
•

предоставление методических материалов;
сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации).
1.9. Дистанционное обучение осуществляется посредством обязательного
взаимодействия всех участников образовательного процесса в следующих форматах:
• режимах онлайн и оффлайн с использованием существующих информационных систем
(ФГИС «Моя школа»);
• в режиме офлайн с размещением учебных материалов на облачных ресурсах;
• консультирование в режимах онлайн и офлайн (с использованием платформы «Сферум»);
• обучение в режиме онлайн;
• самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на
бумажных носителях).
1.10. Настоящее положение определяет также порядок и условия проведения
промежуточной аттестации в отдельных случаях, оговариваемых настоящим положением.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения
программ общего образования непосредственно по местожительству или месту их временного
пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении
материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной
работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения способствует решению следующих задач:
• создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;
• повышение качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
• открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного
процесса в любое удобное для обучающегося время;
• создание единой образовательной среды образовательной организации;
• повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной
работы обучающихся;
• повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
• принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся
возможности освоения программ общего образования непосредственно по
местожительству или месту временного пребывания;
• принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;
• принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех
участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной
среды;

•

•
•

•

принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового
поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях
учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей
проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных
технологий и сетевых средств обучения;
принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам
использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории
обучающегося;

принцип
оперативности
и
объективности
оценивания учебных
достижений обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
• обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
• обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и
промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
• обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
• обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах,
конкурсах.
3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются:
обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники
образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные
программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской
Федерации.
3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для
обучающихся по основным направлениям учебной деятельности.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют
педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку.
3.5. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с
использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным
образовательным ресурсам.
3.6. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и
ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать
собственные. Разработанные материалы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО,
ООО и СОО.
3.7. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной
техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами
телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в
сети Интернет, электронной почтой и т. п.).
3.8. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с
использованием цифровых образовательных ресурсов.

3.9. При наличии заявления обучающегося, достигшего возраста 18 лет, родителя
(законного представителя) обучающегося об отказе в применении электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по
программам основного общего, среднего общего образования, за исключением случаев, когда
реализация таких образовательных программ предусмотрена с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, школа осуществляет обучение по
таким образовательным программам такого обучающегося без применения электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения такого
обучающегося определяется локальными нормативными актами школы.
4. Компетенция образовательной организации при применении электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ
4.1. Образовательная организация вправе применять электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в
предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах
обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, лабораторных и
практических занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся.
4.2. Для реализации образовательных программ основного общего, среднего общего
образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий школой используются государственные информационные системы (ФГИС «Моя
школа»), создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных
образовательных программ.
4.3. В целях реализации образовательной программы в течение всего периода
обучения для участников образовательных отношений ОУ создаются условия получения
доступа к электронной информационно-образовательной среде школы, обеспечивающей
независимо от места нахождения обучающихся:
• доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) и практик, к изданиям электронных библиотечных систем и
электронным образовательным ресурсам, содержащим электронные учебно
методические материалы, указанным в рабочих программах, в том числе к онлайн
курсам;
• доступ к государственным информационным системам (ФГИС «Моя школа»),
предусматривающим обработку персональных данных обучающихся, создаваемым,
модернизируемым
и
эксплуатируемым
для
реализации
основных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;
• фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации,
текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации;
• возможность проведения всех видов занятий, оценки результатов обучения по
образовательным программам, реализация которых предусмотрена с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
• формирование цифрового индивидуального электронного портфолио обучающегося, в
том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок в отношении этих работ;

•

взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе
отложенное во времени и опосредованное (на расстоянии) в режиме реального времени
посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей.
4.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная
организация:
• обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно- хозяйственных
работников;
• оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием
информационных и телекоммуникационных технологий;
• ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и
внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой
форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О
персональных данных» (с изменениями), Федерального закона от 22.10.2004 125-ФЗ
«Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями).
4.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
образовательная организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных
организаций:
• создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной
среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их
частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
• обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий
проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов
обучения.
4.5. ОУ при принятии решения о реализации образовательных программ с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в
следующем учебном году доводит до сведения участников образовательных отношений эту
информацию не позднее 1 мая текущего учебного года путем ее размещения в открытом
доступе на официальном сайте школы в сети «Интернет».
4.6. ОУ в срок, установленный частью 3 статьи 29 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», обеспечивает открытость и доступность информации
о реализации образовательных программ с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий путем размещения указанной
информации на официальном сайте школы в сети «Интернет».
4.7. Решение о реализации образовательных программ и проведении промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по программам основного
общего, среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий принимается ОУ совместно со всеми участниками
образовательных отношений путем издания локального нормативного акта школы в
установленном ею порядке.
4.8. ОУ для проведения промежуточной аттестации, текущего контроля
успеваемости и итоговой аттестации с применением электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий в порядке проведения промежуточной аттестации, текущего
контроля успеваемости и итоговой аттестации определяет:
• способ идентификации и (или) аутентификации обучающихся;
• порядок использования сервиса контроля условий проведения промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации в целях фиксации
нарушений;
• порядок действий обучающихся и лица (лиц), проводящего промежуточную
аттестацию, текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию, при
возникновении технических проблем, препятствующих проведению промежуточной
аттестации и текущего контроля успеваемости с применением дистанционных
образовательных технологий;
• порядок, сроки и способы информирования обучающихся о порядке проведения
промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации, а
также о способе ознакомления с их результатами.
5. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных
образовательных технологий
5.1. Образовательная организация обеспечивает каждому обучающемуся
возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной онлайнплатформе, используемой образовательной организацией в качестве основного
информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения
соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь
обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии
педагога с обучающимися, так и опосредованно.
5.2. Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и осуществления
контроля результатов обучения образовательная организация обеспечивает идентификацию
личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи
персонального логина, пароля.
5.3. При оценке результатов обучения образовательная организация обеспечивает
контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий.
5.4. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в образовательной
организации осуществляется по двум моделям:
•

модель
непосредственного осуществления
взаимодействия
педагога
с обучающимися;
• модель
опосредованного
осуществления
взаимодействия
педагога
с обучающимися.
5.5. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное
обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция
объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения,
базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и
современными учебными средствами.
5.6. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся:
• обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на
заключительных этапах;

•
•

обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине
(болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах);
• обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
5.7. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется
индивидуальным учебным планом обучающегося. Организация обучения по
индивидуальному учебному плану определяется соответствующим положением.
5.8. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут
документацию: заполняют электронные журналы успеваемости, выставляют в электронный
журнал отметки.
5.9. При заполнении электронного журнала в период организации образовательного
процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий учитель в графе «Что пройдено на уроке» записывает тему урока согласно
календарно-тематическому планированию рабочей программы с указанием формы обучения.
5.10. Согласно СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
следующим образом распределяется время на работу обучающихся с ЭСО.
Электронные средства
обучения

Интерактивная доска

Интерактивная панель

Персональный
компьютер

Ноутбук

Классы

на уроке,
мин, не
более

суммарно
в день в
школе, мин, не
более

5-7 лет

7

20

1-3 классы

20

80

4 классы

30

90

5-9 классы

30

100

10-11 классы,

30

120

5-7 лет

5

10

1-3 классы

10

30

4 классы

15

45

5-6 классы

20

80

7-11 классы,

25

100

6-7 лет

15

20

1-2 классы

20

40

3-4 классы

25

50

5-9 классы

30

60

10-11 классы,

35

70

6-7 лет

15

20

1-2 классы

20

40

3-4 классы

25

50

5-9 классы

30

60

10-11 классы,

35

70

Планшет

6-7 лет

10

10

1-2 классы

10

30

3-4 классы

15

45

5-9 классы

20

60

10-11 классы,

20

80

5.11. Продолжительность урока для обучающихся V−XI классов 30 минут. Рекомендуемая
непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране
устройства отображения информации на уроке, не должна превышать:
•

для обучающихся в V–VII классах – 20 мин;

•

для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин;

•

для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин, на втором – 20
мин.

5.12. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо
осуществлять
комплекс
профилактических мероприятий в
соответствии
с Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5.13. При организации электронного обучения и дистанционных технологий
используются ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
• ФГИС «Моя школа»;
• Российская электронная школа;
• УЧИ.РУ;
• ГлобалЛаб;
• ЯКласс;
• Библиотека цифрового образовательного контента;
• Облако знаний;
• электронный журнал;
• электронный дневник;
• облачные хранилища информации;
• электронная почта.
6. Заключительное положение
6.1. Настоящее Положение вводится в действие со дня утверждения приказом по
образовательному учреждению.
6.2. Положение доводится до сведения всех заинтересованных лиц
через
информационные системы общего пользования.
6.3. Принятие и прекращение действия Положения, внесение изменений и
дополнений в Положение осуществляется в общем порядке, предусмотренном Уставом
образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».