Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра»

Отдел образования Сосновоборского района Пензенской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Маркино
Сосновоборского района Пензенской области
(МБОУ СОШ с.Маркино)
Согласовано с учётом мнения
заседания педагогического совета
Протокол № 9
«_30_» августа 2023 г.

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ с. Маркино
/Назарова Л.В./
Приказ №100 от « 30 » августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радужная палитра»
Возраст учащихся: разноуровневая
Срок реализации: 2 года
Уровень освоения: базовый

Составитель:
Калмыкова Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования

с. Маркино
2023 г

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радужная палитра»
по направленности является художественной, по уровню освоения базовой, по авторскому
вкладу модифицированной. Составлена на основе дополнительной общеобразовательной
программы «Рисуем вместе» (автор – составитель: Шарова Елена Викторовна, педагог
дополнительного образования ГБУ г.Москвы «Городской психолого – педагогический
центр департамента образования города Москвы»).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радужная палитра»
составлена на основе следующих нормативных документов:
законом

-Федеральным

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

от29декабря2012г.№273–ФЗ(с последующими изменениями дополнениями);
Главного

-Постановления
Российской

Федерации

государственного

от

28

утверждении санитарных правил СП

2.4.

сентября
3648-20

санитарного
2020

года

врача
N

28"Об

"Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам" ;
-Распоряжением Правительства РФот24.04.2015№729-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
-ПостановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФ от28.09.2020№28–
Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20"Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
-Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания
комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. №3);
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017г. №816
«Об

утверждении

Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий

при

реализации

образовательных программ;

образовательных

технологий

при

реализации

и

-ПриказомМинистерстваобразованияинаукироссийской
просвещения

Федерациииминистерства

РоссийскойФедерацииот5.08.2020г.№882/391«Об

организации

иосуществлении
образовательнойдеятельностипосетевойформереализацииобразовательныхпрограмм»;

-РаспоряжениемПравительстваРФот29мая2015года«996р«ОбутвержденииСтратегииразвития воспитаниявРФ напериод до2025года»;
-ПисьмомМинобрнаукиРоссии№

09-3242от18.11.2015«О

направлении

информации»(вместе
с«Методическимирекомендациямипопроектированиюдополнительныхобщеразвивающихп
рограмм(включаяразноуровневыепрограммы)»;
- Устава МБОУ СОШ с.Маркино;
- Локальных актов МБОУ СОШ с.Маркино.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радужная палитра»
имеет художественную направленность.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может
жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству –
залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает
у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны
помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему
стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не
просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в
него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение
и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого
ребенка. Эту самобытность, невозможно охватить какими – то правилами, единственными
и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети
выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те
сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку
чувствовать красоту окружающего мира, педагог незаметно прикасается к этим уголкам.

Для

отслеживания

результативности

предполагаются

следующие

уровни

освоенияпрограммы
- Стартовый;
- Базовый;
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического,
творческого

воспитания

подрастающего

поколения

особая

роль

принадлежит

изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического
вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Таким
образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в
различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании среды, в которой
учащиеся

чувствуют себя комфортно, имеют возможности для

самореализации,

приобретают опыт успешности, самостоятельности.

Новизна программы заключается в изучении личности каждого учащегося и подборе
методов, форм, приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей
учащихся, в разнообразии изучаемых видов декоративно-прикладного искусства.
Отличительной особенностью данной программы является то, содержание курса
разделено на два модуля

«Живопись и графика», «Декоративное рисование», каждый из

которых решает определённую задачу. Во время обучения

учащимся одновременно

прививаются следующие качества: компетентность, ответственность, креативность,
коммуникабельность, сочетание умений работать в команде и проявлять свои лидерские
качества.
Цель: творческое самоопределение и самореализация учащихся через приобщение к
освоению искусства рисования.
Задачи программы:

-формирование

представления о различных видах искусства: живописи, скульптуре,

дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;
развитие у учащихся художественного вкуса, воображения, пространственного мышления;
воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания
прекрасного.
-выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности
к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности,
который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной
программе;
-формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно- профессиональной траектории в зависимости от уровня
осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
-информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ)
посредством различных мероприятий,
-формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других
компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного
освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения,
самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного
конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее
адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
-формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного
благополучия,
залогу
его
успешного
профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Возраст учащихся – 6-15 лет.
Условия реализации образовательной программы:
программа рассчитана на 2 года – 176 часов, в том числе:
I год обучения – 88 часов, по 1,15 мин – 2 раза в неделю
II год обучения – 88 часов, по 1,15 мин – 2 раза в неделю
Для осуществления образовательной деятельности используются следующие формы и
методы работы:
КТД,
сюжетные и ролевые игры,
творческая мастерская,
Режим занятий:
• первый год обучения – 2 раза в неделю по 1,15 часа;

• второй - год обучения - 2 раза в неделю по 1,15 часа.
Группы численностью 15 человек. Набор в группу осуществляется при желании учащегося
путем собеседования с ним и его родителями (законными представителями), на основании
письменного заявления одного из родителей (законных представителей).
Формой

подведения

итогов реализации

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Радужна палитра» является периодическая организация
выставок, конкурсов, что дает возможность увидеть и оценить результат своей работы,
ощутить радость успеха.
Занятия по этой программе дают учащимся возможность:
приобщиться к художественному искусству,
овладеть навыками рисования,
приобрести опыт принятия самостоятельных решений,
сформировать эстетический вкус.

В данной программе учтены психофизиологические особенности учащихся разного
возраста.
Учащиеся 6-10 лет.
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чемлибо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет
взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения
и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей.
Учащиеся 10-13 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным
стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в
психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма
дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают
приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их
увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения
и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать
себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и

доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает
эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь
неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость,
смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться
силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие
тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным
обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К
его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них.
Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую
деятельность ребят, и вызывает их активность.
Учащиеся 14-15 лет.
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со
сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах
авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности,
формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит
прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим
повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным
играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку.
Их тянет к романтике. Сопровождающему легче воздействовать на подростков, если он
выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать
на общественное мнение.
Учебный план
Кол-во часов
Модули

ознакомительный базовый

1

Живопись и графика

88

2

Декоративное рисование

88

1модуль «Живопись и графика»
Цель: обучить различным видам изобразительного искусства

Задачи: познакомить с различными видами изобразительного искусства, формировать
умения и навыки работы с различными изобразительными средствами, воспитывать
аккуратность.
2 модуль «Декоративное рисование»
Цель: изучение традиционных основ рисования в народных промыслах
Задачи: знакомство с народными промыслами народов России, формирование стилистики
рисования, воспитание умения работать в группе.
Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения учащиеся будут знать:
• контрасты цвета
жанры изобразительного искусства
• гармонию цвета
• азы композиции
Будут уметь:
• выбирать формат и расположение листа
• соблюдать последовательность в работе (от общего к частному)
• работать с натуры
• доводить работу до конца
• использовать различные техники рисования гуашью
К концу 2 года обучения учащиеся будут знать:
• историю промыслов
• приёмы росписи
• азы составления эскиза украшения
основные цветовые предпочтения росписи промысловых изделий
Будут уметь:
• работать с предметом декоративного творчества
• самостоятельно составлять композицию
• использовать различные техники рисования гуашью
составлять цветовые решения росписи
работать разными кистями и красками
2. Учебно-тематическийплан

№

Количество часов
Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

1

1

-

Природа и художник

40

4

36

Мир природы.
Мир животных.
Времена года.

19
11
10

1
1
2

18
10
8

Искусство вокруг нас

30

1

29

Ткани (роспись).
Игрушки (роспись).
Посуда (роспись).
Книги (иллюстрация).
Открытки.
Реальность и фантазия

6
6
10
6
2
18

1

3

5
6
10
6
2
15

Природа и фантазия человека.
Животные реальные и
фантастические.
Постройки в природе и в воображении
человека.

7

1

6

5

1

4

6

1

5

Декоративное рисование

40

7

33

Что такое орнамент
Узоры и украшения
Лубочные картинки
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в
жизни древнего общества.
Древние образы в современном
искусстве.
Декоративно-прикладное
искусство в наши дни.
Русские народные промыслы

4
4
4
6
7

1
1
1
1
1

3
3
3
5
6

6

1

5

9

1

8

48

10

38

Народная игрушка
Композиция
Хохлома
Жостово
Городец

10
8
10
10
10

2
2
2
2
2

8
6
8
8
8

Итого:

176

25

151

1 модуль «Живопись и графика»

1
2
3
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.

2модуль«Декоративное
рисование»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1.
2.
3.
4.
5.

Учебно – тематический план
первого модуля обучения «Живопись и графика»

№

Тема занятия

Кол – во часов

Форма контроля

всего теория практика
1. Вводное занятие. ТБ
2. Природа и художник
2.1 Мир природы.

1
40
19

1
4
1

36
18

опрос

Мир животных.
Времена года
Искусство вокруг нас
Ткани (роспись).
Игрушки (роспись).
Посуда (роспись).
Книги (иллюстрация).
Открытки.
Реальность и фантазия
Природа и фантазия человека.
Животные реальные и
фантастические.
4.3 Постройки в природе и в
воображении человека.
Итого

11
10
30
6
6
10
6
2
18
7
5

1
2
1
1

Мини - выставка
Мини - выставка

3
1
1

10
8
29
5
6
10
6
2
15
6
4

6

1

5

Мини - выставка

88

8

80

2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.
4.1
4.2

Мини - выставка

Мини - выставка
Мини - выставка
Мини - выставка
Мини - выставка
Мини - выставка
Мини - выставка
Мини - выставка

Содержание первого модуля
Природа и художник.
1.Мир природы.
Теория: Как изобразить природу веселой, таинственной, жизнерадостной.
Практика: Рисунки: «Задумчивый лес», «Веселая полянка», «После дождя».
Контроль: Мини - выставка
2. Мир животных.
Практика: Рисунки: «Ёжик», «Лягушка», «Улитка».
Контроль: Мини - выставка.
3. Образ человека.
Теория: Образ человека и его характер.
Практика: Портрет мамы, Сказочный персонаж (добрый, злой).
Контроль: Мини - выставка.

4. Времена года.
Теория: Отображение времен года в рисунке .
Практика: Рисунок: «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».
Контроль: Мини – выставка
Искусство вокруг нас.
1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Беседа с детьми о целях и задачах второго
года обучения. Художественные материалы.
Контроль: Тест.
2.Ткани (роспись).
Теория: Как расписать ткань. Что для этого нужно.
Практика: Батик: «Осенние листья», «Цветы», «Мамин платок».
Контроль: Мини - выставка.
3.Игрушки (роспись).
Теория: Работа дизайнера. Твои игрушки. Игрушки старины.
Практика: Роспись: «Жар-птица», «Зайка», «Хрюша».
Контроль: Мини - выставка.
4. Посуда (роспись).
Теория: Посуда у тебя дома.
Практика: Бочонок из Полхов - Майдана, Городецкие узоры (доска, яичко).
Контроль: Мини - выставка.
5.Книги (иллюстрация)
Теория: Создание книги Иллюстрация сказки. Твои книжки.
Практика: Рисунки на темы русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, на темы «Мой
любимый сказочный герой», «Волшебная страна», «Пузырь, соломинка и лапоть».
Контроль: Мини - выставка.
6. Открытки.
Теория: Особая роль художника в создании открыток.
Практика: Открытки к празднику: 8 Марта, С Новым Годом, День Защитника Отечества.
Контроль: Мини -выставка
Реальность и фантазия
1.Природа и фантазия человека.

Теория: Окружающий мир и красота природы.
Практика: «Подводный мир», «Город будущего».
Контроль: Мини - выставка
2. Животные реальные и фантастические.
Теория: Перевоплощение реального в фантастическое.
Практика: Рисунки: «Фантастическое животное», «Единорог».
Контроль: Мини - выставка.
3. Постройки в природе и в воображении человека.
Теория: Архитектура и художник.
Практика: «Сказочный город»
Контроль: Мини – выставка
Учебно - тематический планвторого модуля «Декоративное рисование»

№

Тема занятия

Кол – во часов

Форма контроля

всего теория практика
1.

Вводное занятие. ТБ

1

1

-

опрос

2.

Декоративное рисование

40

7

33

2.1 Что такое орнамент

4

1

3

Мини - выставка

2.2 Узоры и украшения

4

1

3

Мини - выставка

2.3 Лубочные картинки

4

1

3

Мини - выставка

2.4 Зачем людям украшения

6

1

5

Мини - выставка

2.5 Декоративное искусство в жизни 7

1

6

Мини - выставка

1

5

Мини - выставка

1

8

Мини - выставка

48

10

40

10

2

8

древнего общества
2.6 Древние образы в современном 6
искусстве
2.7 Декоративно

–

прикладное 9

искусство в наши дни
4.

Русские народные промыслы

4.1 Народная игрушка

Мини - выставка

4.2 Композиция

8

2

6

Мини - выставка

4.3 Хохлома

10

2

8

Мини – выставка

4.4 Жостово

10

2

8

Мини – выставка

4.5 Городец

10

2

8

Мини – выставка

88

17

71

Итого

Содержание второго модуля
Декоративное рисование.
1. Что такое орнамент.
Теория: Что такое орнамент?
Практика: Осенний орнамент. Геометрический орнамент. Сетчатый орнамент. Меаноровый
орнамент. Растительный орнамент. Ленточный орнамент. Центрический орнамент.
Контроль: Мини - выставка.
2. Узоры и украшения
Теория: Узоры и украшения в природе.
Практика: Украшение: «Бабочка», «Рыбки», «Украшения птиц», «Узоры созданные
человеком».
Контроль: Мини - выставка.
3. Лубочные картинки.
Теория: Техника выполнения.
Практика: Лубочные картины: «Конь», «На реке», «Курочка», «Петушок», «Кот», «Зима
не лето».
Контроль: Мини - выставка.
4. Зачем людям украшения.
Теория: Для чего нужны украшения
Практика: Рисунки: эскиз ожерелья, «Украшение-пектораль». Современные украшения;
Архитектурные украшения; Украшения одежды.
Контроль: Умение создавать эскизы для украшений.
5. Декоративное искусство в жизни древнего общества.
Теория: Роль декоративного искусства в организации общества.
Практика: Импровизация на тему «Алебастровая ваза», «Праздник хризантем».
Контроль: Мини - выставка.

6. Древние образы в современном искусстве.
Теория: Древние образы в современном искусстве
Практика: Декоративная композиция, роспись по дереву, орнамент народной вышивки.
Контроль: Умение передать композицию.
7. Декоративно - прикладное искусство в наши дни.
Теория: Беседа.
Практика:

«Мозаика»; Роспись по стеклу; «Папье-маше»;

Художественная ковка;

«Декупаж»; Роспись посуды; Декоративная композиция в технике «Вытынанка».
Контроль: Мини - выставка.
Русские народные промыслы.
1.Народная игрушка.
Теория: Игрушка как вид искусства
Практика: Роспись филимоновской и дымковской игрушек.
Контроль: Мини - выставка.
2.Композиция.
Теория: Художественный образ в предмете народного промысла
Практика: Портрет, пейзаж.
Контроль: Мини - выставка.
3.Искусство хохломы.
Теория: Хохлома.
Практика: Фрагменты росписи, составление композиции, роспись посуды.
Контроль: Умение расписывать посуду.
4. Жостово
Теория: Жостовская роспись.
Практика: Эскиз росписи. Роспись подноса.
Контроль: Мини – выставка
4. Городец
Теория: Городецкая роспись.
Практика: Эскиз росписи. Роспись доски.
Контроль: Мини – выставка
Календарныйучебныйграфик

февраль

март

апрель

май

3

4

3

4

4

34

8

8

8

8

6

8

6

8

8

68

10

10

10

10 9

10

9

10 10

примечание

январь

4

ИТОГО

декабрь

4

август

ноябрь

4

июль

октябрь

4

июнь

сентябрь
Количество
недель
Количество
занятий
Количество

88

Часов
Дляотслеживаниярезультативностипрограммыиспользуются виды мониторинга:
Время проведения

Цель проведения

Формы мониторинга

Входной мониторинг(в

Определениеуровняразвития

Беседа, тестирование,

началеучебного года)

учащихся, их творческих

анкетирование

способностей

Текущий

мониторинг

(вОпределениестепениусвоения

Педагогическое

течение всего учебногогода,в учащимися учебного материала.
рамках каждого раздела)

наблюдениеопрос,контрол

Определениеготовности учащихся к ьное занятие,
восприятию

самостоятельная работа

новогоматериала.Повышение
ответственности и
заинтересованности
учащихсявобучении.
Выявлениеучащихся,
отстающихиопережающих
обучение.Подборнаиболее
эффективных
средствобучения

методов

и

Промежуточный

мониторинг Определениестепениусвоения

Выставка,конкурс,

(по окончании

учебного материала.

творческая

работа,

изучения темыили раздела).

Определение результатов обучения

опрос,презентация
творческих

работ,

самостоятельная
работа,демонстрация
моделей, тестирование,
анкетирование.
Мониторингпо

окончаниюОпределение

изменения Выставка,конкурс,

реализации программы(в конце уровняразвитияучащихся,их

творческая

учебного года или

творческих способностей.

презентация

ступени обучения)

Определение результатов обучения. творческих работ,опрос,
Ориентирование

учащихся

дальнейшее

работа,

на коллективныйанализ
(в работ,

тестирование,

томчислесамостоятельное).обучение. самооценка
Получениесведений

для

совершенствованияобразовательнойп
рограммыи методов обучения.
Условияреализациипрограммы.
Материально-техническоеобеспечениепрограмм:
Дляуспешноговыполненияпрограммынеобходимы:
Специально оборудованное помещение, которое отвечает санитарно- гигиеническим
нормам и требованиям пожарной безопасности.
Оборудование:
шкафы для хранения дидактических и раздаточных материалов, методической литературы,
для хранения инструментов и материалов, для сушки и хранения ученических работ;
столпедагога;
столыистульяученическиесогласновозрастнымтребованиям,
стендыдляразмещенияобразцовизделий.
Материалы:
альбом длярисованияилиплотныелистыбумаги,длявыполнения зарисовок и эскизов;
образцыизделий,иллюстрации;

карандашипростые;
краски:гуашевые,акварельные,темперные,акриловые,масляные;
кистибеличьи№1–6;
ёмкостьдля воды;
мягкаясалфеткадляснятиялишнейкраскискисти;
деревянныеизделиядляросписи(разделочныедоски,лопатки,панно, карандашницы и т.д.);

Программно-методическоеобеспечениепрограммы
В

программно-методическое обеспечение программы

входят

дидактические

и

методические материалы:
последовательность выполнения работ, иллюстрации, фотографии, эскизы, таблицы,
схемы, образцы работ;
Разработкиигр,конкурсов,кроссвордов,мероприятий;
раздаточный материал: эскизы, карточки с последовательностью выполнения работ,
инструкционные карты;
методические пособия для организации контроля усвоения обучающимися учебного
материала: тесты, контрольные упражнения;
инструкциипотехникебезопасности.

Организационно-методическоеобеспечениепрограммы:
Изучение и отбор новых педагогических технологий, использование разнообразных форм
работы, активизирующих познавательные и творческие способности учащихся;
Разработкаучебно-методическихкомплексовдляучебныхразделов.
.
Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса:
Данная инструкция обязательна для учащихся, которые должны знать основные правила
техники безопасности на рабочем месте.
Прежде всего, это выполнение санитарно - гигиенических правил:
режим проветривания;
влажная уборка помещения;
соответствующая нормам освещенность;
соблюдение норм физических и умственных нагрузок.
Известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины занятия. Этот
момент необходимо учитывать при планировании. Необходимо чередовать различные
виды деятельности и их последовательность для обеспечения функциональной активности
основных систем организма в течение длительного времени. Для предупреждения
перегрузок, переутомлений необходимо чаще проводить смену видов деятельности.
К здоровьесберегающим технологиям необходимо отнести обеспечение комфортного
эмоционально-психического состояния учащихся. Это помощь обучающимся в адаптации

к новым условиям, создание общей эмоционально-положительной, дружественной,
доверительной, доброй атмосферой на занятиях. Не следует забывать о создании «ситуации
успеха», которая позволяет человеку находиться в состоянии психологического
равновесия, исключая стрессы, обусловленные ошибками при выполнении задания,
незнанием материала.
Дидактическое обеспечение программы
-раздаточный материал для проведения занятий;
-иллюстрированные материалы;
-дидактический материал.

Список литературы
Для педагога:
Афонькин

С.Ю. «Орнаменты народов мира», Санкт-Петербург, 1998.

Березина

В.А.

“Дополнительное

образование детей в

России”

Москва.2007.”Диалог культур”
Берсенева Г.К. «Ткань. Бумага. Тесто», Москва, ACT. «Астрель», 2004.
Величко Н. “Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.” АСТ-пресс Книга. 2010.
Гейл Ритч «Научитесь лепить. Миниатюрные деревушки», Минск, 2002
Дьюн К. «Научитесь лепить животных», Минск, 2002.
Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина», С-Пб, «Сфинкс СПб», 1997.
Каргина З.А. “Практическое пособие для педагога доп. образования”. - Москва 2008 год
”Школьная пресса”
Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”. М.:
Мозаика синтез, 2006.
Курбатова Н.В. “Рисование” ЭКСМО Москва 2006.
Ларин Ц. «Сам себе гончар», Издательство «Урал Л.Т.Д.», 2004.
Лукич Г.Е. «Конструирование художественных изделий из керамики», М., «Высшая
школа», 1979.
Малолетков «Керамика», Москва, «Юный художник», 2000.
Миклашевич С.В. «Гравюра», Москва, «Юный художник», 2000.

Миклашевский А.И. «Технология художественной керамики», г. Ленинград, 1971.
Миловский А. «Скачи, добрый единорог», М., «Детская литература», 1982.
Михайлова

И. «Лепим из теста», Москва, ЭКСПО, 2004.

Петрова И.М. “Аппликация и поделки” Москва. 2007. “Детство пресс” 19. Претте М.К.,
Копальдо А. «Творчество и выражение», М., «Советский художник», 1985.
Рогов А. «Кладовая радости», М., «Просвещение», 1982.
Роднели Л. Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», М., «Просвещение», 1984.
Салтыков А.Б. «Русская народная керамика», М.,

0.

Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто», Москва, Издательский дом МСП, 2006.
Скоролупова О. А. «Занятия по темам о временах года», Москва, «Скрипторий», 2006.

Для учащегося:
1. Федотов Г.Я. «Послушная глина», М., «Аст-Пресс», 1999.
2.Финягин В.В. «Изделия своими руками», Москва, ACT. «Астрель», 2001.
3.Фишер Диана «Расписываем керамику», Москва, ACT. «Астрель», 2006.
4.Шинкарук М., Киселева Л., Блинова О. “Русские художественные промыслы.” Аванта+,
Астрель. 2010.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

09.02.24 13:30 (MSK)

Сертификат 7662363F0052E129FA4A68759A7F0CB2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».