Должностная инструкция учителя, осуществляющего функции классного руководителя 2023

Принято
Педагогическим советом
Протокол № 12 от 29.12.2023

Согласовано
Председатель профкома
Байбекова А.Х

Утверждено
Приказ № 147 от 29.12.2023 г
Директор
Л.В.Назарова

Должностная инструкция учителя,
осуществляющего функции классного
руководителя
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с
положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" ( с последующими изменениями), Федеральными законами от
19.12.2023 618-ФЗ и от 25.12.2023 №685-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации», раздела "Квалификационные
характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденные
приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, Методическими
рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденными
приказом Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21, приказа
Министерства образования Пензенской области от 28 октября 2022 г. N 534/01-07 «Об
утверждении Типовых должностных инструкций» и иных нормативно-правовых актов,
регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Учитель, осуществляющий функции классного руководителя, относится к
категории педагогических работников и непосредственно подчиняется директору.
1.2. На должность учителя, осуществляющего функции классного руководителя,
назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика"
или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований
к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований
к стажу работы.
1.3. На должность учителя, осуществляющего функции классного руководителя, в
соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда;
- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых
прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья,
свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в
медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных
условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против
семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ
конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а
также против общественной безопасности. Лица, имевшие судимость за совершение
преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и
здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной
госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в

стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и
общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности
государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной
безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в
совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут
быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической
деятельности;
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и
особо тяжкие преступления;
- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
здравоохранения.
1.4. Учитель, осуществляющий функции классного руководителя, должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения
педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию;
- школьную гигиену;
- методику преподавания предмета;
- программы и учебники по преподаваемому предмету;
- методику воспитательной работы;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных
помещений к ним;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основы научной организации труда;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного
обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с

обучающимися разного возраста, их родителями (законными
коллегами по работе;

представителями),

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
- основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики,
физиологии детей и подростков;
- методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального
психотренинга;
- особенности воспитательной системы.
1.5. Учителю, осуществляющему функции классного руководителя, запрещается:
- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации,
если это приводит к конфликту интересов учителя, осуществляющего функции классного
руководителя;
- использовать образовательную деятельность для политической агитации,
принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений
либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной
розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо
неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной
или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством
сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных,
религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к
действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.6. Учитель, осуществляющий функции классного руководителя, назначается на
должность и освобождается от нее приказом директора.
1.7. Задачи
руководителя:

деятельности

учителя,

осуществляющего

функции

классного

- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и
раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;

- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися,
педагогическими работниками;

между обучающимися и

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
2. Должностные обязанности
На учителя, осуществляющего функции классного руководителя, возлагаются
следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочей программы воспитания
2.2. Формировать в процессе осуществления педагогической деятельности у
обучающихся чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимное уважение, бережное отношение к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации;
2.3. Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к
труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой
(волонтерской) деятельности, формировать у обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни.
2.4. Применять педагогически обоснованные программы и учебно-методическое
обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
2.5. Проводить учебные занятия, мероприятия , опираясь на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а
также современных информационных технологий и методик обучения.
2.6. Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с
образовательными программами образовательного учреждения, ФООП.
2.7. Обеспечивать достижения и подтверждения обучающимися уровней
образования(образовательных цензов).
2.8. Соблюдать права и свободы обучающихся, поддерживать учебную дисциплину,
режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию
обучающихся.
2.9. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном
процессе с использованием современных способов оценивания в условиях
информационно-коммуникационных
технологий
(ведение
электронных
форм
документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
2.10. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в
образовательном учреждении.

2.11. Участвовать в деятельности педагогического и иных советов образовательного
учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах
методической работы.
2.12. Обеспечивать охрану
образовательного процесса.

жизни

и

здоровья

обучающихся

во

время

2.13. Осуществлять связь с родителями (законными представителями).
2.14. Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.15. Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке,
установленном законодательством об образовании;
2.16. Организовывать и проводить мероприятия, направленные на формирование у
обучающихся общероссийской гражданской идентичности и неприятие идеологии
терроризма.
2.17. Готовить исчерпывающий перечень документации при реализации основных
общеобразовательных программ:
- рабочей программы учебного предмета, учебного курса (в том числе урочной
деятельности), учебного модуля;
- журнала учета успеваемости;
- журнала внеурочной деятельности
осуществляющих внеурочную деятельность);

(для

педагогических

работников,

- плана воспитательной работы;
- характеристики на обучающегося (по запросу).
3. Функции классного руководителя
3.1. Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального
педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями)
обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых
педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в

системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
3.2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление
обучающимися;

взаимодействия

между

педагогическими

работниками

и

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
3.4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
4. Права
Учитель, осуществляющий функции классного руководителя, имеет право:
4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации
социальные гарантии, в том числе:
- на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической
деятельности не реже чем один раз в три года;
- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность
которого определяется Правительством Российской Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет
непрерывной педагогической работы;
- на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- на вознаграждение за выполнение функций классного руководителя;
- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие
несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение
руководства предложения по улучшению деятельности
организации

и

совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в
деятельности организации недостатков.
4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных
подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для
выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Привлекать специалистов к решению задач, возложенных на него с
разрешения руководства.
4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных
обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря,
рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т.д.
4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителямипредметниками в классе.
4.8. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными
документами общеобразовательной организации.
4.9. Сотрудничать со специалистами социальных
организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

служб,

медицинских

4.10.Вправе оказывать первую помощь в соответствии с законодательством Российской
Федерации в сфере охраны здоровья при наличии соответствующей подготовки и (или)
навыков.
5. Ответственность
Учитель, осуществляющий функции классного руководителя, несет ответственность:
5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах,
определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
5.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
МАРКИНО СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
Назарова Лидия Васильевна, Директор

25.01.24 11:46 (MSK)

Сертификат 7662363F0052E129FA4A68759A7F0CB2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».